Часть VI: культура и науки
Традиции и обычаи теоцентричны и патриархальны.
● Женщина считается любимым оружием дьявола и существом заранее нечистым, её роль ограничивается служением мужу и обеспечением продолжения рода. Большую роль играет лояльность церкви, хотя в большинстве своём священники не любимы в народе. В целом, мужчина ставиться выше женщины, богатый выше бедного и священник выше мирянина. Религия является неотъемлемой частью жизни, молитва присутствует везде: она начинает трапезу, завершает день и так далее.
● В знатной семье рады рождению сына, к дочерям относятся как к средству заключить выгодный союз. Воспитывают детей по-разному, всё зависит от семьи, но образование наследника должно быть, а каким ему быть — решают родители. Мальчики получают классическое образование: языки, законы, богословие, дополнения по усмотрению. Девочек учат вышивать и танцевать. У простолюдинов семьи часто большие, что их совсем не радует: прокормить такую ораву тяжело, но с другой стороны, дети — это помощники.
● Праздники
За четыре недели до Рождества начинается Адвент, предрождественский пост (исключено мясо и молочные продукты). Эти четыре недели — время для размышления и покаяния. Ранним утром в храмах проводится особая служба, рората, в честь Царицы Небесной. Символом этой мессы является зажжённая свеча, которая ведёт верующих в храм. Символ адвента — венок с четырьмя свечами. Первая свеча, свеча пророчества, зажигается в первое воскресенье; она символизирует исполнение древнего пророчества о первом пришествии Спасителя и надежды на исполнение пророчества о втором его пришествии. Вторая, Бейтлехемская свеча, зажигается во второе воскресенье, и символизирует непосредственно пришествие Спасителя в святой город Бейт-Лехем. Третья, свеча пастухов, зажигается в третье воскресенье и символизирует жизнь Спасителя в сердцах людей. И, наконец, четвёртая свеча — ангельская, зажигается в последнее, четвёртое воскресенье Адвента и символизирует благодать.
25 декабря: Рождество. Один из самых главных религиозных праздников. Его предваряет новенна (с 16 по 24 декабря), время усиленных молитв. 24 декабря, в сочельник, начинается вигилия, всенощная служба. Духовенство облачается в белые одежы, 25 декабря проводятся три праздничные мессы. Принято освобождать людей от всех работ, дарить друг другу подарки, устаривать праздничный ужин. В деревнях ходят ряженые, водят козу, носят звезду и просят угощения.
Канун Пепельной среды — Фастнахт, жирный вторник. Это шумный и весёлый народный карнавал, шествия ряженых, гуляния на площадях, представления приезжих артистов. По сути, это проводы зимы и последнее веселье перед Великим постом. Церковь смотрит на этот праздник сквозь пальцы, не решаясь запретить.
За полтора месяца до Пасхи, а если точнее, то за 50 дней (в середине марта), отмечается Пепельная среда, первый день Великого поста. Читается особая проповедь, во время которой священнослужитель рисует на лбу у каждого прихожанина крест пеплом, говоря «Прах ты и в прах возвратишься». День покаяния, когда нужно попросить у всех прощения и простить своих обидчиков самому, чтобы начать пост с лёгким сердцем и чистой душой. Великий пост самый строгий, исключаются скоромные блюда, рыба, молочные продукты, ограничивается употребление масла.
В шестое воскресенье Поста отмечается вход Спасителя в Бейт-Лехем, ешё называемый Неделей вайи или Пальмовым воскресеньем. Перед богослужением прихожане обхадят храм с зажжёнными свечами освящёнными пальмовыми ветвями, которые хранятся до Пасхи, а потом сжигаются, и пепел используют для службы в Пепельную среду.
Последняя неделя Поста — Страстная неделя, каждый её день называется Великим (Великий Понедельник, Великий Вторник и так далее). В Великую Пятницу и Субботу принято отказываться от пищи совсем, в остальные дни пост особенно строг, богослужения проводят чаще и дольше, читаются особые проповеди. Принято наводить чистоту в домах, купаться, печь куличи и красить яйца. В Великую Субботу в главный храм сходит священный огонь.
Первое воскресенье мая — Пасха, главнейший религиозный праздник. Служится всенощная, а на рассвете — особо торжественная месса. Принято приветствовать друг друга со словами «Спаситель воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!» От священного огня верующие зажигают лампады и поддерживают в них огонь в течение года, также от священного огня зажигается Пасхал (большая свеча), от которой зажигают свои свечи прихожане. Пасхальный стол включает крашеные в красный яйца, куличи и всё, что приготовлено для разговления после Великого поста. Во главе со Статором после утреннего богослужения по всему Мейнцу идёт великий крестный ход. И, наконец, во всех храмах звонят колокола.
Следующая после Пасхи неделя называется Светлой седьмицей, когда никому нельзя налагать на себя пост, во всех храмах звонят колокола и проводятся праздничные службы.
На шестой четверг после Пасхи приходится Вознесенье Спасителя, праздник солнца и неба, когда по всему городу зажигают огни, а в деревнях складывают огромный костёр, проводят праздничные службы и (тайком) просят у земли хорошего урожая.
15 августа — Вознесение Богоматери. Считается, что после погребения святая дева вознеслась на небо и была коронована, став Царицей Небесной. Праздник сопровождается торжественными богослужениями, церковными процессиями и мираклиями (театральные действа на религиозную тематику).
Первое воскресенье октября — Розенмонтаг, праздник дураков, прощанье с теплом и празднование конца сбора урожая. Это народный карнавал, массовое гулянье. Праздник учреждён королём Тагаваром совсем недавно, и это единственный день в году, когда людям позволяется пародировать чиновников, церковников, но нельзя говорить ничего плохого о короле. Обязательная часть торжества: выбор короля дураков.
1 ноября празднуют Собор всех святых, за которым следует День всех усопших верных. 1 ноября принято всем крещёным явиться в храмы на проповедь, а на следующие день посетить могилы родных и близких, поухаживать за надгробиями и навести порядок на кладбище. Читаются проповеди о грядущем воскресении мёртвых.
Фольклор: задушен. Ляутэ никогда не знали (а может, и знали до того, как пришли на эти земли, но не помнят) язычества, разве что просят у земли плодородия да верят в природно-погодные приметы. Все народные сказания — это страшные истории о нечисти или назидательные рассказы о святых. Матери поют колыбельные детям, люди поют за работой, эти песни — бытовые, о тяжёлой жизни. Как раз народное творчество в бытовой сфере самое развитое: рассказывают о прошлом, мечтают о будущем, жалуются на настоящее. В деревнях, которые расположены далеко от крупных городов, создаётся народный эпос, в котором присутствуют чудесные животные, герои и прочая «ересь», церковью такие рассказы преследуются.
● Народного театра не существует, нерелигиозные гулянья проводятся только два раза в год, остальные праздники подчинены религии.
● Нечисть, которую церковники упрямо относят к фольклору (вместо бестиария)
Вотчина осеннего тумана...
Это сейчас большинство людей, гордо носящих кресты на цепочках, считают нечисть всего лишь страшными народными байками, достоянием фольклора, проще говоря. Ведьмы? Да разве это нечисть? Ну сожгут две-три за год, и хорошо. Особенно это касается мещан, жителей городов. Упыри? Для горожанина страшная сказка, а для жителя маленькой деревушки на краю болота — страшная реальность. Правда, вряд ли кто-то задумывается, что все эти нечистые создания когда-то были людьми.
Информация, которой располагают разве что ведьмы.
Знания остальных базируются на церковных книгах, страшных историях и суевериях
1) Условная классификация
Ведьмы Самые сильные носители тёмной воли Нуберу, которая даёт им магию. Стоят на верхней ступени негласной иерархии давно и прочно: сразу после уничтожения ведьмаков, потому что конкуренции не наблюдается. Мыслящие люди. |
↓
Мавки Человекоподобные создания, девушки, практически не обладающие способностью мыслить, но наделённые магией. | Упыри Человекоподобные создания мужского пола, наделены магией, но не могут самостоятельно мыслить. |
↓
Духи Разумные создания, которые могут мыслить самостоятельно, но практически не наделены магической силой. Их часто называют лешими, водяными, домовыми и так далее. Не имеют какого-то конкретного телесного воплощения, но способны принимать облик увиденного ими создания или предмета. |
2) Описание
● Из истории: как видно, у полуразумных созданий есть противопоставление по полу, у разумных его нет. Мужчин, обладающих магической силой ведьм, уже как тысячу лет не существует, а духам понятия пола попросту не нужно: у них нет собственной телесной оболочки.
● Об имени: магическое имя ведьме даётся неспроста. Имя — это самое уязвимое, чем обладает любая нечисть, это её персонификация. Обладающая своим собственным именем нечисть куда сильнее безымянной, ведь у неё появляется какая-то пародия на личность, но одновременно имя — это ключ к управлению, и поэтому колдовские имена ведьм держатся в тайне. Нечисть можно изгнать или призвать, назвав её по имени. Можно попытаться подчинить её себе, и вам опять потребуется имя. Есть одна особенность: имена русалок и упырей всегда односложные, короткие, потому что их сознание неспособно запомнить больше. Это даже не имена, а обрывки имён. Тайком подслушанные, украденные.
● О перерождениях нечисти: каждое создание, именуемое нечистью, несёт в себе частицу воли и личности Нуберу. Этой энергии фиксированное количество, и она ищет для себя хранилища, высвобождаясь после смерти носителя. Есть места, где сконцентрирована бесхозная сила Нуберу, и находиться там небезопасно. Действует так называемый «закон сохранения энергии», из-за которого и появилась низшая нечисть, упыри и русалки. Появились они после гибели ковена Ребекки Румпумпель, но не исчезли (прекрасно бы было: умерли эти появившиеся и всё). Мавкой или упырём могут после смерти стать те, кто был убит, над кем не было совершено погребальных обрядов и вероотступники, а также ведьмы, не передавшие свою силу. Говорят, такие мавки наиболее опасны, хоть и отличить их невозможно.
● Упыри: ничего романтичного в облике этих созданий нет. Упырь — это поднявшийся мертвец мужского пола, недолго пробывший в нормальном для мертвеца, мёртвом состоянии. Он способен передвигаться, видеть, слышать, обонять и осязать. Способность говорения также присутствует, но создавать фразы самостоятельно упырь не может: он крадёт их. Если задуматься, то стало бы ясно, что говорят упыри примерно одно и то же, даже не говорят, а подражают человеческой речи. Причём воспроизводить чужой голос они тоже могут. Теперешние упыри движимы только голодом, мыслить они не могут. Вся их умственная деятельность направлена на получение добычи: дойти до деревни, дождаться темноты, навести морок, ходить под окнами, звать и, если повезёт, жрать. Именно жрать. Упыри издают громкие чавкающие звуки, наводящие ужас на всю округу. По сути, набор их действий стандартен и ограничен. Жизнь упыря напрямую зависит от его так называемого питания: мёртвую плоть нужно поддерживать свежей кровью. Голодный упырь слабеет, но в определённый момент становится опаснее. Говорят, раньше эти создания были умнее, сильнее, даже имели некое подобие собственной организации, лидера и так далее. Но лидер давно уничтожен, никакой система в их действиях не наблюдается. Неизвестно, есть ли среди них те, кто когда-то были ведьмаками. Неизвестно, можно ли как-то ими управлять. Неизвестен и их потенциал.
● Мавки: выглядят как длинноволосые девушки в длинных белых рубахах, не живые, но и не мёртвые в привычном понимании этого слова. Их можно увидеть у воды, в лесу, в поле, около дороги. Выглядят они привлекательнее упырей, многие говорят о больших печальных глазах, но потом всегда добавляют о длинных острых когтях и острых зубах. Мавки не умеют подражать голосам, их речь, составленная из обрывков подслушанных фраз, похожа на шёпот. Но они, кажется, умнее: иногда мавок видят группами, а упыри охотятся в одиночку. Мавки водят хороводы, сбивают путников с дороги, заманивают их в трясину, но... их действия тоже можно представить как набор. Мавки тоже голодны, но более бестелесны. Выглядят практически одинаково, но вот живут только один год с весны и до осени, с первого тепла до первого снега. Организации у них нет, лидера никогда не было, мало, что известно об их потенциале. Но говорят, видели несколько таких созданий на ведьмовском шабаше. Врут, конечно, никто шабаша не видел, а кто видел, тот не расскажет, но что-то в этом может быть.
● Духи: создания, обладающие разумом, но не обладающие постоянной телесной формой. Иногда их называют привидениями, призраками и блуждающими душами умерших, но к душам духи не имеют никакого отношения. Сами по себе они похожи на приведения, сгустки тумана, тень. Магических способностей у них нет как таковых, кроме одной: воровать тела. Дух может вселиться в тело животного или растения, но никогда — человека (если достаточно силён). Он может ненадолго принять форму виденного им когда-то создания или явления (так что шаровые молнии не всегда явления матушки-природы). По своей сущности это тёмная энергия, сила Нуберу, которая не нашла хранителя. У духов есть нечто, похожее на личность, точно есть память и способность мыслить. Жить они могут очень долго, но не могут влиять на мир, пока не заключат договор. Договор с ведьмой. Ведьма кормит его своей кровью, а дух служит ей взамен за это. Накопив достаточно силы, они как раз и могут вселяться в тела животных (те самые ведьмовские говорящие коты), получают некую иллюзию жизни.
● Особняком стоят духи, похожие на людей, и самые знаменитые — Семеро стражей. Это всадники в длинных чёрных плащах с глубокими капюшонами, ездят верхом на призрачных чёрных конях. Их оружие — длинные цепи, их сопровождают призрачные гончие, а копыта их коней не касаются земли. Их видят только раз в году, в ночь зимнего солнцестояния, и они тоже голодны. Находят тела людей, из которых буквально выпили жизнь; тела иссохшие, в глазах — ужас, но никаких ран нет. Кто они такие, почему появляются всегда в одно и тоже время, что их держит в этом мире неизвестно даже ведьмам. Непонятно, умеют ли они говорить и мыслить, насколько они телесны и есть ли такие же, как они.
Этикет: система правил основана на иерархичности и рыцарском куртуазном кодексе. Используется в высшей среде, у людей среднего достатка правила поведения несколько упрощены, крестьяне себя подобными изысками не утруждают. Следует помнить о сильной ограниченности прав женщины и о культе Прекрасной дамы.
● Общие правила поведения: принято заботиться о своей чести, показывать своё доброе расположение (обнажать голову, показывать раскрытые ладони) и тщательно следить за жестами. Существует целая система жестов, и неосторожное движение пальцами может стать оскорблением. Кавалер приветствует даму, младший старшего. Обращаясь к кому-то, следует чётко называть его титул и имя собственное (при близком знакомстве) или родовое. Много внимание уделяется символике цвета. Строго соблюдается иерархичность общества, особенно она показательна на приёмах. Принято делать друг другу подарки в знак своего расположения, для мужчины вполне естественно и даже обязательно восхищаться дамой, посвящать ей стихи, буде он женат, а дама замужем: куртуазность с любовью и верностью не имеет ничего общего.
● Приветствия: поклоны (при разнице в статусах, младший по статусу приветствует старшего), пожатия руки между приятелями, поцелуй руки дамы кавалером, дамы-подруги могут приветствовать друг друга объятиями и поцелуями, приветствовать мужчину дама должна реверансом. Естественно, существует множество вариантов этих нехитрых действий.
● Трапеза: мужчины и женщины в неформальной обстановке садятся попарно и пьют из одного кубка, едят из одной тарелки. Из столовых приборов распространены разве что ножи, еду кладут на кусок хлеба, пользуются ложками для жидких блюд, иногда вместо вилки используется нож. На приёмах у каждого своя тарелка, свой кубок, свои нож и ложка, есть руками запрещено.
Образование: домашнее для аристократии, приглашаются учителя-церковники или богатые мещане, мелкие дворяне. Изучают гуманитарные науки, прикладные, обучаются фехтованию и верховой езде, танцам, игре на музыкальных инструментах, причём чаще всего женское и мужское образование не сильно разнится, хотя девушек учат и рукоделию, и искусству наряда.
● В цехах мастера учат подмастерьев сами. Подмастерье живёт в доме мастера, выполняет для него работу по хозяйству и учится. Чтобы стать мастером, нужно сделать «штуку», какое-то особенное, выдающееся изделие.
● При монастырях и храмах, крупных и богатых, существуют коллегии. Это учебные заведения, чем-то похожие на школы. В монастырских коллегиях учатся будущие монахи на протяжении трёх лет: их обучают грамоте (чтению и письму), они заучивают молитвы, овладевают языком лёнкэль, читают религиозные тексты и привыкают к распорядку. Поступают в такие школы в 12 лет, выпускаются из них в 15, чтобы потом принять первые обеты. Образование и проживание бесплатное, все расходы берёт на себя монастырь. Ученики живут и учатся в одном здании.
● В коллегиях при храмах учатся дети, которые не собираются посвящать свою жизнь Господу. Это образование платное, но стоит куда дешевле, чемдомашний учитель. Коллегии располагаются в городах и доступны для детей мещан. Образование длится четыре года и включает в себя грамоту, язык лёнкэль, чтение и заучивание молитв, азы арифметики, географии и экскурс в историю, знакомство с литературой и правом (на самом базовом уровне).
● В каждом крупном городе существуют приюты для мальчиков и для девочек (чаще всего по одному) при храмах. Они названы в честь одного из святых, и всех детей, попавших туда, называют в честь этого де святого, чтобы сироты попали под его покровительство (например, в приюте Святой Марты всех девочек зовут Мартами). Там дети живут до 15 лет на содержании храма и получают базовое образование, сходное с тем, что даёт храмовая коллегия. После совершеннолетия есть три пути: остаться работать в приюте, уйти в монастырь или попытаться жить в городе.
● Крестьяне неграмотные.
Мода: одежда свидетельствует о статусе. Чем длиннее шлейф у платья, чем богаче отделан костюм, тем знатнее человек. Впрочем, длина шлейфа регламентируется церковью.
● Женская мода
Различие замужней и незамужней женщины в причёске: девушка волосы не покрывает, дама обязана скрывать их. Силуэт платья практически одинаковый: длинные рукава, достающие чуть ли не до пола, узкий лиф, шлейф. Крестьянки носят платья из грубой ткани, шерсти без отделки, красители дороги, а яркие цвета в моде. Платья мещанок занимают промежуточную ступень между простыми нарядами крестянок и вычурными туалетами придворных дам.
1) Наряд дамы состоит как минимум из двух, но в большинстве из трёх слоёв: нижней рубашки и платья (одного или двух, верхнего и нижнего).
● Камиза, нижняя рубашка, выполняет функцию нижнего белья, потому что больше ничем дамы не располагают. Путаны часто этим предметом одежды пренебрегают в силу своей профессии, а крестьянки — из-за нехватки денег. Это длинное, в пол или по щиколотку, платье-рубаха с узкими рукавами, довольно глубоким простым вырезом и широкой юбкой. Камизу шьют из тонкой ткани: льна, шёлка, зимой из тонкой шерсти. А украшают кто во что горазд: вышивка, шнуровка и так далее.
● Котта: второе платье, которое для небогатых женщин считается верхним, собственно платьем, а для женщин среднего и выше достатка — нижним. Котта — это длинное платье в пол с узкими длинными рукавами. Это обязательные пункты, а в остальном женщины и их портнихи горазды на выдумку. Вырез может быть круглым и квадратным, глубоким и практически отсутствовать в зависимости от фасона верхнего платья. Рукава застёгиваются или крючками, или множеством пуговиц, также могут быть отрезными и крепиться шнурами. Узкий лиф шнуруется или застёгивается пуговицами, Отделывается подол, вырез и манжеты.
● Упелянд: это длинное верхнее платье с очень широкой юбкой со шлейфом, с очень длинными широкими рукавами, в которых видны рукава котты. Вырез в нём неглубокий, на уровне ключица застёгивается брошью. Пояс на талии, застёгивается сзади. Самое закрытое платье, отделывается фестонами, мехом, драгоценными камнями, богатой тесьмой; шьётся из бархата или дорогого сукна.
● Блио: широкое плиссированное платье с вырезом, длинными или полудлинными рукавами и широкой юбкой в складку. Блио носится с корсетом, который подчёркивает талию и грудь, дополняется богатым поясом ювелирной работы. Шьётся из шёлка, бархата или шерсти ярких цветов, богато отделывается драгоценными камнями, тесьмой, вышивкой.
● Котарди: похожее на блио платье, отличительная особенность которого — более глубокий вырез и застёжки спереди. Оно уже, чем блио, рукава у него длиннее, а юбка со шлейфом. Носится с поясом, в этом платье присутствуют карманы, а рукав кончается отрезным куском материи.
● Сюрко: платье до щиколотки без рукавов и с широкими проймами, с неглубоким вырезом. Украшается по подолу и проймам, шьётся из бархата или сукна.
2) Обувь: мягкие кожаные или тканевые туфли пулёнына плоской подошве, для прогулок по городу к ним пристёгиваются деревянные подошвы, зимой — кожаные сапожки на меху. Дамы победнее носят грубые деревянные башмаки. На ноги надеваются чулки-шоссы, которые подвязываются над коленом.
3) Верхняя одежда:
● Пелисон: простая туника с неглубоким вырезом до середины голени с широкими прямыми рукавами длинной четверти на меху. Надевается через голову поверх платья, украшается по вороту, рукавам и подолу.
● Разного рода накидки: по виду от шалей и до длинных почти-платьев, походящих на пальто, с широкими рукавами.
● Плащ: с капюшоном и без него, одинаковый по всей длине, тёплый и тяжёлый, подбитый мехом; и лёгкий, спереди короче, чем сзади, из шёлка. Плащи скалываются фибулой или на плече, или под горло.
4) Аксессуары: обязателен головной убор для замужних женщин. Небогатые покрывают волосы платком или носят несложные чепцы. Самым распространённым аксессуаром является небольшая сумка-кошель, которая крепится к поясу.
● Головные уборы: представляют собой или покрывало-вуаль из тонкой ткани, которая крепится к круглому обручу (обруч лежит на голове плашмя), разнообразные чепцы — с оборками, рогатые; разные капюшоны. Волосы заплетались в косы, убирались под сетки, причёски украшались золотом, камнями и живыми цветами, незамужние девушки могли носить волосы распущенными.
● Кошель: мог быть абсолютно разным, сшитым из дорогой ткани и богато украшенным.
● Украшения: церковь не разрешает прокалывать уши, поэтому модницы носят каффы, длинный серьги, которые держатся непосредственно за ухо. Широко распространены разного рода кольца, колье, ожерелья, броши и фибулы.
● Платок, обычно шёлковый, один из главнейших аксессуаров богатой дамы.
● Перчатки: из тонких тканей и тёплые, с пальцами и без, длинные и короткие, из кожи, замши, шёлка, вышитые, на завязках и пуговицах, они являются обязательной частью туалета.
● Мужская мода
У мужчин нет штанов и брюк! Домотканые мешковатые штаны носят только крестьяне. Мужской костюм похож на женский, отличается только длинной и некоторыми фасонами.
1) Наряд мужчины состоит, как правило, из трёх слоёв, не считая плаща: бельё, котта и верхняя одежда.
● Камиза, нижняя рубаха до середины бедра, шьётся изо льна, шёлка или тонкой шерсти. У неё длинные узкие рукава и неглубокий, обычно круглый, ворот.
● Камиза заправляется в брэ, льняные «шорты», выполняющие функцию нижнего белья. Держатся они на завязках. К ним же крепятся шоссы, длинные плотные чулки из сукна или шерсти, плотно прилегающие к ноге.
● Котта — это туника разной длинны. Священнослужители носят длинную, до лодыжек котту, мужчины предпочитают котту до колена, юноши и щёголи могут позволить себе открыть колено и носить котту до середины бедра. Рукава обычно отрезные, крепятся на шнурах, но могли быть и пришивными, широкие, сужаются к запястью. Украшается по низу, вороту и манжетам. Если котта — это верхний, последний слой, то с ней носится пояс.
● Сюрко надевается на котту. Это туника без рукавов, с широкими украшенными мехом проймами из дорогих ярких тканей. Сюрко для верховой езды имеет украшенные пуговицами разрезы спереди и сзади. Вырез круглый и неглубокий, на груди имеется небольшой треугольный разрез, он закалывается фибулой или аграфом, но может быть и оставлен расстёгнутым.
● Блио: узкая туника до щиколотки с разрезами по бокам, с простыми длинными рукавами и овальным вырезом.
● Пелисон: богатая накидка на меховой подкладке, спереди не застёгивается, с очень широкими проймами, украшается золотом, камнями, лентами.
2) Обувь: мягкие кожаные туфли пулёны на плоской подошве с длинными острыми носами. Кожаные сапоги на тонкой, на тёплую погоду, или толстой подошве, с мехом внутри и без него.
3) Верхняя одежда:
● Плащи: круглый, с разрезами по бокам, плащ-щап, плащ-гарнаш, длинные плащи, застёгивающиеся фибулой на плече или тёплые тяжёлые плащи, скалывающееся у горла.
4) Аксессуары: головной убор — обязательная часть костюма.
● Головной убор: полотняный чепец-каль, поверх которого надевается либо венок, либо ничего, либо другой головной убор. В ходу разнообразные шляпы с перьями и камнями, капюшоны, беретты. Священнослужители носят на макушке круглую шапочку дзукетто в цвет своей мантии.
● Украшения в виде брошей, колец, фибул, золотых шейных цепей.
● Кожаный пояс и кошель, которые обычно заказывают у одного мастера, к поясу же крепятся ножны.
● Перчатки как обязательная часть туалета, чаще из шёлка, тонкой кожи или замши.
● Священнослужители носят одежду определённого цвета: статор — синюю (парадный костюм — золото), кардиналы — красную (парадный костюм — белое), священники — лиловую (парадный — белое). Их рясы и упелянды длинные, по щиколотку, иногда даже имеют шлейфы. Повседневный головной убор — пилеолус, полотняная шапочка на затылок. Их обязательный атрибут, как и монахов, — это массивный крест.
Кухня: кушанья, стоящие на столе аристократа и крестьянина, сильно отличаются. Впрочем, сейчас модно позволять слугам угощаться «с барского стола». Во-первых, это касается хлеба: господа едят белый, хорошего помола; крестьянам приходится довольствоваться чёрным, ржаным, а от плохого хлеба можно заболеть «огнём святого Чучо», как называют болезнь в народе (всё дело в паразитическом грибке, спорынье, который размножается в ржаных колосьях, но об этом, естественно, не знают).
● Рацион крестьян в основном состоит из каш, овощей, и всего того, что крестьянин может вырастить. Если есть своя корова, то это просто счастье: на столе будет и молоко, и сыр, и творог, и прочие радости. Мяса небогатые люди едят очень мало, в качестве масла используют свиной жир. Густой суп считается праздничным блюдом: готовить его нужно на мясе, впрочем разнообразные похлёбки можно часто увидеть на столе.
● Дворяне и духовенство едят сытнее, их стол разнообразнее. Пищу принято принимать дважды в день: плотный обед около полудня и лёгкий (у кого как) ужин вечером. Ранний приём пищи осуждается церковью и дозовляется только рабочим, женщинам, детям, больным и старым. Привилегия дворян — мясо, обыкновенно в виде жаркого, но и в тушёном, варёном состоянии, а также в супе. Мясо коптят, фрукты сушат, рыбу солят. Обильно используются специи (корица, кардамон, имбирь, мускат, шафран), чтобы заглушить соль (мясные и рыбные запасы чаще всего засаливаются), мёд используются в качестве сахара, розовой водой подслащают вино, широко используются травы. Модно делать еду разноцветной, украшать гербами выпечку и т.д.
● Сервировка: кушанья подаются на больших блюдах, и в неофициальном кругу едят прямо из них, из общих блюд, перекладывая порцию на хлеб. В официальной атмосфере у каждого своя тарелка и ложка. Нож у каждого свой собственный, носят его на поясе. Готовят еду в больших котлах, горшках, на вертеле.
● В последнее время набирает обороты винодельческое мастерство, появляются новые вина, которые подают к столу аристократов. Люди попроще довольствуются пивом и сидром, домашними настойками.
Искусство:
● Литература: её стоит разделить в зависимости от языка. На лёнкэль написана вся церковная литература: жития святых (популярны в народе), зерцала (рассуждения по какому-то вопросу), трактаты, проповеди и гимны, сентенции (учебники жизненной мудрости), исторические сочинения. Создаются церковниками среднего и высшего сана, доступны знати и людям среднего достатка (а проще, тому, кто знает язык). В последнее время начали переводить отрывки из Ктувима и проповедей, а также жития на шпрахэ.
Миннезингеры в своём творчестве комбинируют лёнкэль и шпрахэ, создавая поэзию на любовную, политическую и моральную тематику (светскую, но не антиклерикальную). Они, в основном, живут при дворах крупных феодалов и даже короля.
Наиболее популярный жанр светской литературы — рыцарский роман, рассказ об авантюрах героя, которые совершаются во имя любви и духовного совершенствования.
На шпрахэ создаются произведения так называемой городской литературы, авторы — мелкая знать, состоятельные горожане и иногда даже церковники. В их поэзии пышным цветом расцветает сатира, направленная на церковь, а также любовная и бытовая тематика; популярны шванки — развлекательный стихотворные рассказы с поучительным сюжетом, басни с персонажами животными, а также аллегорическая, моралистическая поэзия (например, рома «О розе»).
● Музыка: музыка делится на церковную и светскую. Церковная музыка — это многоголосие, исполнение гимнов и псалмов без инструментального сопровождения. В больших храмах установлен орган, который прихожане могут услышать по праздникам. Также к церковной музыке можно отнести и колокола.
Миннезингеры и придворные музыканты играют на струнных (гиге, похожая на современную скрипку, лютня, лира, арфа), духовых (флейты, свирели, трубы) и ударных (барабаны, тимпаны).
● Танцы: активные, чем-то похожи на народные хороводы, в них много прыжков и переходов. Примечательно, что танцы дворян и простых людей различаются несущественно.
● Скульптура: не развита, потому что считается идолопоклонничеством.
● Живопись: иконопись и портреты, похожие на иконы. Люди изображаются бледными, болезненными, тело максимально закрыто. Художники должны передать духовное, а не плотское начало, и поэтому портрет и человек зачастую имеют мало общего.
● Архитектура: готический стиль. Высокие крыши, узкие и высокие окна, витражи.
● Интерьер: массивная мебель из дерева, довольно простая, украшенная резьбой и, в богатых домах, драгоценными камнями и металлами. В замках стены закрывают гобеленами, полы — коврами. Большое значение имеет цвет, орнамент в основном растительный. Из окон падает мало света, поэтому светильников много. В качестве украшения часто использует мозаика. Над кроватью всегда висит крест. Много украшений из голов животных, рогов и других трофеев. Также по стенам развешивается оружие, выставляются доспехи.
● Особые виды искусства: литургический театр (представление на ктувимский сюжет разыгрывается на паперти), маскарадное искусство и народные фастнахтшпили (комические сценки).
● Игры: шахматы, карты и игральные кости, активные игры в мяч и состязания в конном и военном искусстве.
Виды наземного транспорта: лошади, на них ездят и дворяне, и крестьяне, только породы разнятся. Для богатых господ существуют так называемые кареты — крытые повозки.
Научное развитие
Отношение к науке: настороженное. Церковь не одобряет исследования в области медицины: нельзя пытаться понять человеческое тело, потому что это творение Господа, но начинают появляться аптеки и квалифицированные лекари. При хорошей взятке церковники посмотрят на такую деятельность сквозь пальцы, пока лекарь сидит тихо. В целом, исследования опытным путём запрещены, разрешены размышления теоретического характера о высших материях. Может сложиться ощущение, что церковь намеренно «тормозит» научный прогресс. Гонения на всех учёных, чьи рассуждения противоречат церковным догмам. Хотя и некоторые церковники грешат алхимией, на которую особенно суровы гонения.
Важные изобретения: в основном, в области архитектуры и военного дела. Например, так называемые «голосники» (вмурованные в стены кувшины) для улучшения акустики. Также развивается кораблестроение.
Развитие наук: заморожено. За несколько веков положение дел практически не изменилось. Если что-то изобретается новое, то держится в строжайшем секрете из-за страха обвинения в ереси.